Об учреждении
История
Читателям
Библиотекарям
Наши услуги
Структура ЦГББиблиотеки ЦБСЦГДБ им.Н.К.КрупскойРесурсыНовинкиНаши изданияВидеоо г. ШахтыКарта сайта

 



 



ЦГДБ им. Н. К. Крупской



 



"Внутригородская железная дорога":
к 90-летию открытия трамвайного движения в городе Шахты



Более чем 90 лет назад шахтинцы были объединены созидательной и полезной обществу идеей - сделать свою жизнь лучше и у них это получилось...

В ноябре 1930 года Шахтинско-Донецким окружным исполкомом было принято решение о прокладке трамвайной линии в городе Шахты. В 1931 году была утверждена смета на его постройку, при горсовете был создан сектор управления строительством трамвая, он занимался заготовками материалов в различных городах Советского Союза. Рельсы привозили из Красного Сулина, Ростова-на-Дону, Таганрога, Армавира, Мариуполя, Минеральных Вод, Пятигорска. В результате они получались разными по типам, длине, искривлённости и изношенности, поэтому рельсы подвергали специальной обработке, из коротких отрезков сваривали отдельные звенья длиной 25-30 метров. Таким образом было переработано 850 тонн рельсов.

Прокладка трамвайных путей проходила под лозунгом «Даешь трамвай!», все этапы строительства под этим девизом освещала газета «Красный шахтер». Строительство трамвая вызывало большой энтузиазм, на субботники выходило несколько сотен человек. Шахтинцы смогли проложить линию и пустить трамвай за год. В фондах Шахтинского краеведческого музея сохранился альбом "Строительство шахтинского трамвая. 1931-1932 г.г.", где собраны уникальные фотосвидетельства проекта.





Панорама ул. Советской от ул. Пушкина. Рельсы расходились на месте бывшей водонапорной башни.
 Весна 1932 г.



 
Засыпка баласта.


Подбивка первого строения пути



Строительство трамвайной линии. Земляные работы и прокладка рельс


Монтаж моста
   
7 ноября 1932 года, в честь 15-летия Октябрьской революции, по улице Советской от железнодорожного вокзала до площади Ленина в сопровождении сотни людей проследовал пробный трамвайный вагон. Состоялся митинг, где чествовали самых активных строителей.
7 ноября 1932 года. Прибыл 1-й трамвай


 С 13 ноября движение стало регулярным, но это было начало народной стройки. Весь 1933 год продолжалось строительство трамвайных линий. Сохранилась листовка 1933 года с призывом к участию в строительстве.





 В 1933 году трамвайное депо разместили в здании храма Покрова Пресвятой Богородицы, трамвайные рельсы проложили прямо к алтарю. Депо проработает до 1997 года и будет перенесено с связи с началом воссстановления Собора Покрова Пресвятой Богородицы. 

  К весне 1933 года открыли маршрут № 2 под народным названием "комсомольский", проложенный на восточную окраину города до шахты им. "Пролетарская диктатура". В мае 1933 г.  была продлена 1-я линия до Грушевского моста. В октябре 1933 года линия была проложена к месту, получишему название "Первое пересечение". Интересно, что это название остановка трамвая получила потому, что здесь впервые трамвайная линия пересеклась с железнодорожной линией, которая проходила от станции "Власовские копи" до Аксая (1-я железная дорога на Дону, построенная в 1863 году). Позднее появилось "2-е пересечение".
 



 До войны трамвайный парк состоял из 25 моторных и 17 прицепных вагонов, изготовленных на Мытищенском заводе, был оборудовано помещение для осмотра вагонов, ремонтные мастерские, подстанция. 22 километровая трамвайная сеть была построена в городе за 3 года.

 На волне энтузиазма в городском парке была открыта и трамвайная дорога для детей. Всесоюзная газета "Пионерская правда" в 1935 году сообщала: "23 августа в парке культуры города Шахты (Азово-Черноморский край) открылся детский трамвайный парк. По кольцевому пути курсирует один вагон. Пассажиры исключительно дети. Взрослые допускаются только при маленьких".

Подробнее: http://www.dzd-ussr.ru/towns/shahty/index.html
 

 




   Во время Великой Отечественной войны были подорваны несколько вагонов вместе с Грушевским мостом, разрушено путевое хозяйство и подвижной состав. В здании трамвайного депо располагались мастерские по ремонту немецких танков.



 Сразу после освобождения города  шахтинцы приступили к восстановлению трамвайного хозяйства. 5 ноября 1944 года трамвайное движение было восстановлено.





Трамвай  образца 1946 года




  В 1957-м году трамвайным транспортом было обслужено 25 миллионов пассажиров, строились новые участки путей. После войны в Шахтах была построена всего лишь одна новая трамвайная линия — ответвление от третьего маршрута до шахты «Южная». Это произошло в 1962 году.



ул. Советская 1951 г.


Трамвайная линия по проспекту Победы Революции.

Движение по линии Советская ул. - просп. Победа Революции - шахта «Пролетарская Диктатура»
было закрыто в 1976 году
в связи с прокладкой по проспекту Победа Революции троллейбусной линии.

Троллейбус в городе Шахты был запущен 8 мая 1975 года , а с 30 сентября троллейбус начал регулярные перевозки пассажиров.
На фото пионеры открывают 1-й маршрут.


В 1970-е годы весь подвижной состав трамвайного транспорта был заменен и переведен на бескондукторное обслуживание.




Трамвай  образца 1973 года
 

Ремонтные работы в районе Грушевского моста. 1975 г.


 К 1980-м годам протяженность трамвайных путей составляла 35 км, город обслуживали 68 трамвайных вагонов.

Трамвай образца 1985 г.




 В  1990-х г. трамвайный транспорт приходил в упадок. 13 февраля 1992 г. газета "Поле зрения" писала: "В городе возникли особые трудности в работе трамваев. На 2-х маршрутах их использовалось не более 5, а необходимо было 15. На остановках собирались толпы пассажиров".
На снимке: а трамвая все не видно.
Фото Б. Кудрявцева. 










Трамвай образца 1992 года
  К 2001 году путевое хозяйство деградировало настолько, что по многим участкам движение было затруднительным, 2/3 трамвайных путей находились в аварийном состоянии, необходимо было капитально ремонтироватьи обновлять вагоны, требовалась реконструкция тяговых подстанций, кабельного хозяйства. На эти работы средств у города не было.

 7 декабря 2001 года — по требованию местного подразделения ГАИ трамвайное движение было изакрыто с формулировкой «из-за небезопасного для эксплуатации состояния инфраструктуры». В2002 г. было принято решение о ликвидации трамвайного движения в городе.

 Шахты — единственный город в Ростовской области, где произошло полное закрытие электротранспорта и один из немногих городов в России, в котором закрылось движение как трамваев, так и троллейбусов (2007 год).

Библиография:

1. Зайцева А. В Шахтах вернут трамвай? : шахтинскому трамваю, если бы он дожил до наших дней исполнилось бы 85 лет // Пятница: бесплатная газета: город Шахты. Шахты. -2017. -№ 46 (289) (17 нояб.). - С. 4-5.  – Текст: непосредственный.

2. Зайцева А. Корабли шахтинских просторов // К вашим услугам: общественно-политическая газета. Шахты. -2017. -№ 46(1378) (15 нояб.). С. 10-11. – Текст: непосредственный.

3. Трамвай прошлого: [из истории «внутригородской железной дороги» города Шахты] // К Вашим услугам. - 2012. - 28 марта. - С. 30. – Текст: непосредственный.

4. Демчук Т. Нашему трамвайному прошлому - 75 лет: [из истории транспорта в городе Шахты]                    // Грушевский мост. - 2007. - № 5. - С. 35-37. - Текст непосредственный.

5. Новый троллейбус // Шахтинские известия: городская газета. Шахты. - 2001. № 48 (691) (14 марта). - С. 1. – Текст: непосредственный.

    Аннотация: Об обновлении трамвайно-троллейбусного парка города Шахты.

6. Чайкин А. А. Городской транспорт развиваться будет при условии помощи и поддержки на разных уровнях // Шахтинские известия: городская газета. Шахты. - 2001. - № 49 (692) (16 марта). - С. 2. – Текст: непосредственный.

    Аннотация: Интервью с директором Шахтинского трамвайно-троллейбусного управления (Ростовская область).

7. Шупегина Е. Трамвай и троллейбус в тисках конкуренции // Поле зрения: шахтинская общественно-политическая газета. Шахты. - 1995. №210 (19331) (31 окт.).  - С. 3. – Текст: непосредственный.

8. Цокало А. А. Нужен ли городу трамвай? // Поле зрения: шахтинская общественно-политическая жизнь. Шахты. - 1994. - №241-242 (19112-19113) (17 дек.). - С. 5. – Текст: непосредственный.

    Аннотация: Интервью с начальником трамвайно-тролейбусного управления города Шахты Ростовской области.

9. Осина Н. Вагончик тронется... // Поле зрения: шахтинская общественно-политическая жизнь. Шахты. -1994. -№118-119 (18989-18990) (22 июня). -С. 7. – Текст: непосредственный.

10. Беленький, Г. Первый трамвай, первый троллейбус: [из истории шахтинского городского транспорта; есть статистические данные] / Г. Беленький // Поле зрения. - 1993. - 16 янв. - С. 5. – Текст: непосредственный.

11. Шупегина Е. Опять по шпалам... // Поле зрения: шахтинская общественно-политическая газета. Шахты. -1992. - № 41 (18362) 29 февр. С. 1. – Текст: непосредственный.

12. Иванов С. Пассажирам опять придется мерзнуть? // Ленинское знамя. Шахты. - 1991. - 26 сент. - С. 2. – Текст: непосредственный.

13. Кочетков А. Размышления на остановке в ожидании трамвая                      // Ленинское знамя. Шахты.  - 1991. - 24 сент. - С. 1. – Текст: непосредственный.   

Представленные на странице фото из фондов Шахтинского краеведческого музея и периодической печати из фонда ЦГБ им. А. С. Пушкина МБУК г. Шахты "ЦБС".
2022 г.





Наш адрес: 346500, Ростовская область,
город Шахты, ул. Советская,155
тел. 8(863)622-00-22
e-mail: cbs@kultura-shakhty.ru
  График работы
  ЦГБ им. А.С. Пушкина
  c 9.00 до 18.00 
выходной - пятница
cанитарный день
-
последняя среда месяца







Мы в соцсетях

ЦГБ им. А. С. Пушкина

ЦГДБ им. Н.К. Крупской





Библиотека "Истоки"
Библиотека им. Л. Красина
Библиотека им. А. И. Недогонова
Библиотека им. М.И. Платова
Библиотека им. А.П. Чехова

 






   Донская электронная библиотека   Донские страницы ДГПБ


Яндекс.Метрика



© 2006-2022   Муниципальное бюджетное учреждение культуры  города Шахты 
"Централизованная библиотечная система " (МБУК г. Шахты "ЦБС")