Главная
Об учреждении
История
Читателям
Библиотекарям
Наши услуги
Структура ЦГБ
Библиотеки ЦБС
ЦГДБ им.Н.К.Крупской
Ресурсы
Новинки
Наши издания
Видео
о г. Шахты
Карта сайта


 Из истории   города Шахты. Экскурсии на рудники

                   Яндекс.Метрика

1895 год

 В 1903 г. в Санкт-Петербургской типографии были изданы воспоминания о путешествии воронежских кадетов в Киев, на Юг России (район Донбасса, в Ростов-на-Дону, Таганрог) и Северный Кавказ (Нахичевань, Владикавказ), в 1896 г. - в Москву, Нижний Новгород на Всероссийскую выставку, затем - по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани.

    Автор издания Николай Афанасьевич Репин (1837-1903) — действительный член Воронежской ученой архивной комиссии, преподаватель Михайловского Воронежского кадетского корпуса. В этом учебном заведении практиковались образовательные поездки с учениками по стране. Директор училища не имел средств на проведение подобных экскурсий, но договорился с железной дорогой о бесплатном проезде для кадетов и их воспитателей и о проживании в Киевском кадетском корпусе. Так состоялась первая экскурсия в Киев. В дальнейшем такие экскурсии превратились в традицию.

    В 1895 году кадеты посетили г. Александровск-Грушевский, предлагаем вашему вниманию фрагменты книги, посвященные этому событию:

     «Простившись с любезным и радушным хозяином и искренно поблагодарив за обстоятельное ознакомление с производством завода и за вполне русское широкое гостеприимство, в вагончиках отправились на вокзал, разместились по своим местам в вагоне и вскоре крепко заснули; проводнику приказано было, чтобы по прибытии на станцию Шахтную, наш вагон отцепили и поставили на запасной путь. Встали в 6 час. утра; к этому времени на станцию за нами были присланы экипажи и мы отправились на антрацитные шахты Общества Пароходства и Торговли, находящиеся в 3-х верстах от вокзала. Управляющий Н. И. Семенковский нас любезно встретил и предложил до осмотра сперва напиться чаю, который и был уже приготовлен в большой комнате. Напившись чаю, пошли осматривать бурение новой шахты; работа эта чрезвычайно медленна, однообразна и скучна, отсюда пошли осматривать шахты. Окружающая местность совсем ровная и почти без всякой растительности; вблизи много мелких рудников, вырабатывавшие первый и второй угольные пласты на глубине от 20 — 30 саж., которые в последнее время прекратили свои действия, a вследствие этого и гор. Александровск-Грушевск, находящийся в этой местности, в полном упадке и запустении. Теперь промысел этот находится в руках 3-х больших компаний, рудники которых углублены до третьего пласта, т.е. почти до 100 саж. от поверхности.

    В конторе все пожелавшие спуститься в шахты надели особые шахтерские костюмы и по двое в особых койках, при посредстве подъемной машины, стали спускаться в шахты на глубину до 75 саж. Когда все спустились, то в виду того, что разработка производилась далеко от места спуска, решено было довезти офицеров и маленьких воспитанников в ручных тележках по проложенным рельсам, а остальные должны идти пешком.

    К месту разработки антрацита идет галерея, в некоторых местах отгороженная перегородками с дверями; в галереях довольно прохладно, воздух сырой, в иных местах лужи воды и на голову каплет, в них глухо раздаются удары забойщиков или звякание буравов. Работа в шахтах очень тяжелая, а потому работают в две смены; рабочие, лежа на боку, по нисколько часов однообразно продалбливают пласт или его буравят, вкладывают динамитные патроны, после взрыва слои отваливаются, затем большие куски разбиваются на более мелкие части. Добытый антрацит к месту выхода из шахт, или главному стволу шахты, доставляется по рельсам в особых тележках, возимых людьми или лошадьми. Лошади по несколько лет безвыходно находятся в шахтах, они в хорошем теле и на вид здоровые, но при выносе их из шахт совершенно ничего не видят, только по прошествии нескольких дней глаз вновь начинает привыкать к свету и лошадь делается зрячей. По техническим условиям весь уголь никогда из шахты выбран быть не может и в старых работах оставляется некоторая его часть. Этот уголь иногда загорается сам собою, иногда же под влиянием химических изменений дает окись углерода, — очень вредный газ — достаточно присутствия одного процента этого газа, чтобы смертельное отравление было возможным. Поэтому в оставленных, или выработанных шахтах, называемых «старыми работами» опасно находиться, тем более, что определить самовозгорание угля или появление газа заранее нельзя. Ознакомившись с добыванием антрацита и с устройством шахт, мы опять по двое подъемной машиной были подняты на верх. В виду того что у всех лица сделались черными, воспитанникам предложили вымыться, в истопленной для них бане.

    После этого Н. Ив. пригласил всех к себе на квартиру, где уже был накрыт обеденный стол; сам хозяин, супруга и все дети оказали полное гостеприимство и принимали участие в угощении. После обеда, так как времени до отхода поезда оставалось не много, искренно поблагодарив Н. И. и всю его семью за радушный прием и полное внимание к экскурсантам, по ознакомлению их с каменно-угольным производством, мы сели в ожидавшие нас экипажи и отправились на вокзал; поезд был уже на вокзале и наш вагон прицеплен, мы пересели в свой вагон и тотчас же отправились дальше в Ростов, куда прибыли в 6-м часу дня…»

Образовательные прогулки по России. 1894-1902 / Сост. Н.Р. - Санкт-Петербург : тип. А. Бенке, 1903. - С. 35-39.

 Библиография:

1. Репин, Николай Афанасьевич (1837-1905). Образовательные прогулки по России. 1894-1902 / Сост. Н.Р. - Санкт-Петербург : тип. А. Бенке, 1903. - VIII, 263 с., 6 л. ил.; 24. Авт. установлен по изд.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов... М., 1957. Т. 2. С. 230; раскрыт по статье С.Е. Зверева "Памяти действительного члена Воронежской ученой архивной комиссии Н.А. Репина" в трудах Воронежской ученой архивной комиссии. Вып. 4. 1908, с. XCVII.


1915 год

На фото:  "Экскурсия на рудник «Елпидифор» гимназистов мужской гимназии, 1915 г."
    Источник фото: http://archiv-shakhty.ru/news/show/60





Яндекс.Метрика