346500, Ростовская область, город Шахты, ул. Советская, 155
График работы: 9.00-18.00, выходной день - пятница

Воспоминания о шахтинце - Герое Советского Союза Борисе Ковзане

В 1941 году будущий Герой Советского Союза, родом из города Шахты, Борис Ковзан, уже умел летать на истребителях, но стрелять еще не научился. Как это выяснилось рассказал его командир в книге "Истребители" маршал авиации Г. В. Зимин. 
В 1989 году на сраницах газеты "Ленинское знамя" была опубликована статья П. Фролова, где рассказан эпизод из книги "Истребители".
Текст статьи:
"«Истребители» - под таким названием в конце прошлого года в Москве Воениздат выпустил мемуары Героя Советского Союза маршала авиации Г. В. Зимина. Вот так выглядит военная биография автора. Начинал воевать в июле 1941 года, был командиром 240-й истребительской авиационной Невельской Краснознаменной дивизии. Воевал на Калининском фронте, под Москвой, в Белоруссии, Литве и Восточной Пруссии. И закончил войну в Берлине. Он сделал 249 боевых вылетов в лично сбил 15 самолетов противника.

Один из героев книги — старший лейтенант Ковзан Борис Иванович, которому в августе 43-го было присвоено звание Героя Советского Союза. Родился он в 1922 году в г. Шахты. Автор книги рассказывает очень интересную деталь в судьбе летчика. Его тайну он хранил почти полвека.

...В полк прибыл молодой летчик Борис Ковзан. Тогда летали на истребителях «Миг-3». Майор Г. Зимин дал указание инженеру полка организовать с прибывшим изучение самолета, полетать для начала с новичком. Летчиков было мало и его вскоре ввели в бой. После возвращения с боевого задания командир эскадрильи сделал замечание по поводу не очень хорошей посадки. Потом взлеты и посадки с каждым разом становились лучше.

А в октябре сорок первого случилось такое. Не вернулся летчик на аэродром. Посчитали его погибшим. А назавтра неожиданно он приземлился на взлетную площадку. Жив-здоров, на своем самолете. И какого просто рассказывал, что задержался, потому что таранил вражеский бомбардировщик, тот рухнул на землю. Он тоже вынужден был сесть в поле на поврежденном самолете — погнул пропеллер. Посчастливилось ему, что сел на своей территории, близ колхоза, нашел там кузницу, исправил повреждение.

Рассказывал складно, а техники все-таки к его словам отнеслись с недоверием.

— Что ж у тебя боезапас то цел? С врагом же встречался, и почему не стрелял?

Не хватило мужества признаться перед всеми, а майору Зимину пришлось рассказать все начистоту.

— Я не умею стрелять.

— Почему не сказал? Почему не начал изучать систему стрельбы? — вскипел майор.

— Боялся спрашивать. Тогда сразу определили бы. что я не летчик-истребитель. Вынужден был молчать и вот в бою пошел на таран...

Майор Г. Зимин обещал молчать и помог летчику овладеть стрельбой по воздушным целям. И об этом рассказал в книге. Ваш земляк еще позже сбил два вражеских самолет за тараном, несколько из самолетного оружия. Уволился в запас полковником, жил в Рязани, в Минске. Умер четыре года назад.

Рассказ о вашем земляке на трех страницах я читал дважды. Как живой стоит летчик перед глазами. Он хотел летать и воевать, он боялся, что его не допустят до полетов. Автор книги начинал воевать майором и закончил в Берлине, генерал-майором авиации. Теперь маршал авиации, работает в группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. С ним следопыты средней школы № 37 города Вильнюса поддерживают переписку."


Но уже в августе 1942 года на страницах журнала "Огонёк" о Борисе Ковзане рассказали как о Герое, в 1943 г. присвоили звание Героя Советского Союза.
Борис Ковзан  единственный советский лётчик-истребитель, совершивший в боях 4 воздушных тарана.



Источники: 

1. Фролов, П. «Истребители»: [О летчике Б. И. Ковзане] / П. Фролов // Ленинское знамя. –1989. – 12 мая. – С. 2.

2. Люди и события: [О летчике Б. И. Ковзане]  // Огонек. –1942. – 16 августа (№33). – С. 2.



Яндекс.Метрика