![]() |
|
Трудовая слава города Шахты Ростовской области |
| |
Краеведческий очерк о Владимире Анатольевиче Шабанове, командире одного из передовых подразделений Северо-Кавказского
управления гражданской авиации, много лет возглавлявшего авиационное
звено Шахтинского авиационно-ремонтного завода
|
|
![]() Владимир Анатольевич Шабанов (9.03.1930
– 26.12.2007) вырос на
станции Мысовая (ныне г. Бабушкин республика Бурятия) на берегу озера Байкал. После
окончания 10 классов мечта привела юношу в Краснокутское летное училище в Саратовской
области, которое закончил с отличием. Владимир мечтал о больших самолетах, но
его попросили остаться в училище. 7 лет работал Владимир Анатольевич пилотом-инструктором,
был наставником молодежи. За это время обучил летному мастерству около
пятидесяти юношей. Единственное, чем был недоволен в училище, – слишком малыми
инструкторскими налетами, хотелось как можно больше бывать в воздухе. В
марте 1958 года он приехал в аэропорт города Шахты, который только
организовывался. С тех пор жизнь его была связана с Донским краем. Здесь с
самолета ПО-2 пересел на АН-2, как опытного инструктора и отзывчивого человека
Шабанова каждый год просили: «Ну что мы без тебя, Владимир
Анатольевич. Как старожила, все тебя просим: останься. Нужен ты здесь». Он подписывал
путевки в небо, в том числе и на реактивную технику, о которой мечтал, но
уступал дорогу молодым, давал возможность им расти. Сам же оставался на своем
прежнем месте, верой и правдой служа сельскохозяйственной авиации. Владимир
Анатольевич также выполнял общественные поручения, неоднократно избирался в
партком и в объединенный комитет профсоюза, членом Шахтинского горкома КПСС, был
председателем совета командиров, членом совета ветеранов труда. Постановлением
Ростовского областного комитета партии и облисполкома коллектив, руководимый
Шабановым, занесен в «Летопись трудовой славы Дона». Много
внимания уделял командир звена повышению производительности полетов и качеству
обработки сельхозугодий. Тщательно готовил экипажи к каждому полету.
Восстанавливая в деталях ход полетов, Владимир Анатольевич старался глубже
проанализировать все, даже самые «мелкие причины», которые мешали качественно и
эффективно выполнять летные задания, не оставлял никого равнодушным к
поставленным проблемам. О
его общительности, умении работать ходили легенды. Его знали и уважали все
хозяйственники Ростовской области. Заявки в авиапредприятие поступали из
дальних районов страны и обязательно с припиской: «Если можно, пришлите к нам
Шабанова». Он вел борьбу с вредителями хлопчатника
в Узбекистане и Таджикистане. Тесная
дружба связывала тружеников Ростовской области и Плевенского округа Народной
Республики Болгария. В ноябре 1979 года авиаторы городов Шахты и Плевен
заключили договор о трудовом сотрудничестве. Они обменивались опытом, помогали
друг другу в работе. Для изучения практики друзей в организации и выполнении
авиационно-химических работ в сельском хозяйстве коллективы авиапредприятий
городов-побратимов регулярно обменивались делегациями. Болгарские друзья
знакомились с технологией проведения авиационно-химических работ,
интересовались, как сокращается время на техническое обслуживание самолетного
парка. На
основе работы шабановского подразделения было решено на Шахтинском
авиапредприятии создать школу передового опыта. 6 лет звено держало звание
одного из передовых подразделений Северо-Кавказского управления гражданской
авиации. Секрет
трудовой доблести В. А. Шабанова в любови к своей профессии, безукоризненное выполнение
инструкций, крепкая дисциплина на земле и в воздухе. За доблестный труд Владимир Анатольевич был награжден орденом «Знак Почета», юбилейной медалью «За доблестный труд. В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», серебряной медалью ВДНХ, знаком ЦК ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи», знаком «Отличник Аэрофлота». Удостоен 80 благодарностей, премий, ценных подарков. В канун Первомая в 1981 году Владимиру Анатольевичу был вручен орден Ленина. Наградные знаки В. А. Шабанова
Из воспоминаний дочери Людмилы: «Папа был в аэропорту самым старым летающим летчиком. Он только в 51 год ушел на наземную работу штурманом, потому, что уже не мог проходить медкомиссии (по зрению, хотя заучивал таблицы офтальмологов наизусть). Ему хотели дать Заслуженного летчика, подавали представление в Управление СКУГА (Северо-Кавказское Управление Гражданской авиации), но там было условие, что после получения звания нужно еще два года отлетать (жаль, поздно подали документы). Летчик, потом командир 2-ой авиаэскадрильи 232 летного отряда, потом командир звена (было упрощение структуры и эскадрильи отменили, стали только звенья), потом наземный штурман. Работал бы и дальше, но переехал в Беларусь к старшей дочери. Для меня папа был идеалом, я его боготворила. С детства знала, если у меня будет сын, назову Владимиром. Так и было, папа любил внука тезку».
Выражаем благодарность за
предоставленные материалы дочери В. А. Шабанова Людмиле Владимировне Зайцевой.
|
|
|
|
|
|
Библиография:
2. Гринкевич, А. Характер для полета /
А. Гринкевич // Молот. – 1981. – 22 авг. 3. «Пришлите нам Шабанова…» //
Ленинское знамя. – 1981. – 1 мая. - С. 2 – 3. 4. Соловьева, Л. Вся жизнь – земле и
небу / Л. Соловьева // Молот. – 1981. –
8 фев. 5. Соловьева, Л. «Крылатые» земледельцы
/ Людмила Соловьева // Дон. – 1981. - № 7. – С. 130 – 137.
|
|
|
|